28.08.2008 → Статьи, Фрилансеру

Мой способ расчета стоимости услуг фрилансера

В начале своей фрилансерской жизни я формировал цены по принципу «работа стоит столько, сколько за нее готовы заплатить». То есть, если видел что клиент солидный, другие предложения намного хуже по качеству — пытался цену сильно поднять. И наоборот: если предложений было много, а заказ таки хотелось получить — предлагал «большие скидки».

Такая схема быстро выявила свои недостатки. Клиенты либо оказывались не совсем адекватными (если соглашались), либо быстро понимали, что моя цена дана без обоснования. Были ситуации, когда после завершения работы получить хороший отзыв было затруднительно, так как бросался в лицо разрыв между проделанной работой и запрошенной ценой. Работа же по явно низкой цене часто заставляла клиента относиться ко мне, как к дешевой рабочей силе.

К счастью, по такой схеме я проработал очень мало, всего ничего — и не успел получить ни одного негативного отзыва. А затем в моем уме родилась простая и универсальная схема, которой я пользуюсь с тех пор вот уже 10 месяцев.

Стоимость проекта = Ориентировочное число часов работы × Базовая стоимость часа работы × Коэффициент заинтересованности

Ориентировочное число часов работы в этой формуле определяется с помощью разбития проекта на элементарные подзадачи, определить рамки продолжительности которых довольно просто. Клиент заранее предупреждается о приблизительных временных рамках проекта (не общих, а количестве «чистой работы») и если проект сильно (более 30-40%) за них вылазит, по причине действий клиента — тому предлагается доплатить. Если клиент очень сильно вылазит за рамки, а платить дополнительно не хочет — я стараюсь как можно быстрее закончить сотрудничество с таким клиентом.

Здесь нужно понимать, что я не предлагаю клиенту покупать свое время — оплата идет за результат. Этот показатель — просто среднее, ориентировочное значение. Которое служит для обоснования цены и задания минимальных и максимальных временных показателей.

Базовая стоимость часа работы определяется как можно объективней, с помощью анализа предложений по работе в офисе, предложений на биржах фрилансеров, уникальности данного типа работ, опыта, наличия позитивных отзывов и рекомендаций. Лично у меня такая ставка сейчас равна 20WMZ. Еще несколько месяцев назад она равнялась 10WMZ — прогресс меня радует :)

Коэффициент заинтересованности — самый интересный и единственный субъективный фактор в формуле. По умолчанию он равен единице. Но может изменяться по таким причинам:

  • проект очень хорошо будет смотреться у меня в портфолио –  минус 10-50%;
  • клиент постоянный и проверенный заказчик — минус 10-50%;
  • мне срочно нужны деньги — минус 10-50%;
  • проект скучный — плюс 50-200%;
  • проект позволяет мне расширить сферу деятельности, изучить новое — минус 10-50%;
  • у заказчика горят сроки, придется работать по 12 часов в день — плюс 20-50%;

И так далее. Главное преимущество моей формулы — это способность в любой момент расписать клиенту, почему он платит именно столько. Конечно, некоторые причины я обычно не раскрываю (например, срочную потребность в деньгах — это может повлиять на имидж), но в целом в любой ситуации можно довольно четко и обосновано убедить клиента в реальности запрошенной суммы.


Комментарии (51)

  1. Новая статья: мой способ расчета стоимости услуг фрилансера — Перфектомания | 28.08.2008 в 8:07

    [...] статью о том, как я формирую свои цены. Интересны ваши [...]

  2. Сергей | 28.08.2008 в 8:29

    Здесь http://freelanceswitch.com/rates/ инструмент для подсчета цен фрилансера. Сервис на английском.

  3. Сергей Гладилин | 28.08.2008 в 8:44

    Стоимость часа работы круглая и скачет за несколько месяцев вдвое - сразу возникает вопрос о том, действительно ли она объективна?

  4. Роман Настенко | 28.08.2008 в 8:49

    Сергей Гладилин, эта цена определяется рынком, как функция из моего места на нем и его параметров. Понятно, что она округлена, но работать за меньше, чем мне готовы платить, я бы не стал, согласны? А от установки цены в 100 или даже 40WMZ в час меня что-то удерживает, не так ли? :)

    Понятно, что это все не дает какую-то ТОЧНУЮ сумму. Но я ни у кого даже таких приблизительных расчетов не видел, все в основном действуют как описано в начале статьи.

  5. Роман Настенко | 28.08.2008 в 9:48

    Обсуждение на free-lance.ru. Там запостили одну смешную картинку :)

  6. Способ расчета стоимости услуг фрилансера | 28.08.2008 в 9:49

    [...] В начале своей фрилансерской жизни я формировал цены по принципу «работа стоит столько, сколько за нее готовы заплатить». То есть, если видел что клиент солидный, другие предложения намного хуже по качеству — пытался цену сильно поднять. И наоборот: если предложений было много, а заказ таки хотелось получить — предлагал «большие скидки». Далее… [...]

  7. Артём Курапов | 28.08.2008 в 10:31

    У меня похожая формула, только ещё с буфером риска (ты наверно в ориентировочное время это включил). В долларах уже не работаю - 13 € / час беру

  8. Роман Настенко | 28.08.2008 в 10:37

    Артём Курапов, кстати, да, вспомнил, подешевение доллара в частности позволило поднять базовую цену вдвое :)

    И я использую не доллары, а WMZ — разница некая есть, все же именно этими знаками мне чаще всего предлагают платить.

  9. Татьяна Петраш | 28.08.2008 в 11:23

    А я не вижу ничего такого в поднятии цен в два-три раза. Если первые свои статьи я продавала по 1,5 доллара, то сейчас иногда 1000 знаков продаю по 20 долларов - тут нет ничего такого, если я профессионально расту. А я расту, улучшаюсь :) Медленно, но верно.

    Спасибо автору за статью - очень познавательная и полезная, выписала себе в дневник Ваш алгоритм - буду пользоваться :)

  10. Anton Vokrug | 28.08.2008 в 11:24

    не боишся, что эту запись прочитают клиенты?

  11. Роман Настенко | 28.08.2008 в 11:52

    Anton Vokrug, а чего мне бояться? Я и так каждому второму это проговариваю :)

  12. Anton Vokrug | 28.08.2008 в 12:01

    особено про коэффициент?

  13. Роман Настенко | 28.08.2008 в 12:04

    Anton Vokrug, вообще-то мне не так часто срочно нужны деньги, а остальное я обычно не скрываю.

    Понятно, что говорю я не так, а более солидно. Не “проект скучный”, а “проект сложный, выматывающий, требующий скурпулезности”. В таком духе :)

    Вообще я стараюсь работать максимально открыто. Мне это только на пользу пока идет.

  14. Anton Vokrug | 28.08.2008 в 12:21

    вообще, наличие каких то коэффициентов это не грамотность. никакой заказчик не хочет, что бы на нем:
    -учились
    -осваивали новую область
    -что бы он платил больше чем его друг, ранее заказавший у тебя услуги, лишь потому что его заказ по не понятным причинам выматывающий, сложный…
    -формировали цену по солидность компании

    единственное что я мог бы оправдать это если сроки горят, тогда можно увеличить стоимость часа

  15. Роман Настенко | 28.08.2008 в 12:31

    Anton Vokrug, это выглядит несколько грубо только вот так, в теории, в общем случае.

    На практике почти никогда не бывает, что заказчик был недоволен какой-то скидкой или сильно возмущался повышению.

    Если нормально общаться и объяснять все всё понимают.

  16. Anton Vokrug | 28.08.2008 в 13:04

    возможно )
    но я бы цены держал… (что собственно и думаю делать)

  17. Блог удалённой работы » Блогобзор. | 28.08.2008 в 13:23

    [...] Расчет стоимости услуг фрилансера – достаточно интересная статья от Романа Настенко о принципах ценообразования на фрилансе. «Стоимость проекта = Ориентировочное число часов работы × Базовая стоимость часа работы × Коэффициент заинтересованности». Действительно нужная информация хотя и в субъективном мнении. [...]

  18. Boomburum | 28.08.2008 в 13:40

    Безусловно интересно ;) попробую. По-крайней мере, да, заказчику можно рассказать о том, за что он платит :)

  19. Разработка сайта | 28.08.2008 в 14:57

    Отлично, умный расчет!

  20. Екатерина | 28.08.2008 в 15:08

    Очень любопытно, согласна с позитивными отзывами. Но что меня заинтересовало - есть ли у Вас какие-либо “нормативы” по времени. Ведь Вы же не посвящаете все свое время подряд проекту. Может ли быть сразу несколько работ (проектов, заказов) одновременно? или какой-то проект может требовать например ежедневного контроля, но не занимать более 20 минут в день…
    Система по учету трудозатрат действительно может быть эффективной, но где можно найти расчет “норм” по затратам?

  21. T-Rex | 28.08.2008 в 15:27

    “Коэффициент заинтересованности”… у меня в свое время была приблизительно такая же формула, но с “коэффициентом жадности”, который варьировался со временем вне зависимости от того, кто заказчик. Сейчас стоимость работы варьируется в зависимости от используемых технологий, не принимая во внимание личностные составляющие, т.е. кто заказчик и на сколько интересен проект.

  22. Станислав Малкин | 29.08.2008 в 0:41

    Писал на эту же тему..может кому-то будет полезно - http://malkin.com.ua/2007/11/05/kak-udachno-raschitat-cenu-i-vremya-vo-freelance/

  23. Мой способ расчета стоимости услуг фрилансера : Блог Молчуна | 29.08.2008 в 1:23

    [...] В начале своей фрилансерской жизни я формировал цены по принципу «работа стоит столько, сколько за нее готовы заплатить». То есть, если видел что клиент солидный, другие предложения намного хуже по качеству — пытался цену сильно поднять. И наоборот: если предложений было много, а заказ таки хотелось получить — предлагал «большие скидки». Дальше [...]

  24. Блог Артема Беляйкина » Архив блога » 7 советов по оформлению писем, которые сделают Ваши предложения успешными | 29.08.2008 в 3:45

    [...] социальные сети? - Добавьте недоступности - Мой способ расчета стоимости услуг фрилансера - Список очень читаемых блогов (сотни тысяч [...]

  25. Роман Настенко | 29.08.2008 в 8:29

    Екатерина, у меня есть нормативы по стандартным задачам. Например, я предлагаю некий “стандартный анализ сайта” за 200WMZ — обычно сделать его занимает у меня 10 часов. Иногда 7, иногда 13. Но я продаю данную услугу стабильно за 200WMZ.

    В тексте статьи я писал, что оцениваю не общее время (например, тот же стандартный анализ я делаю обычно за 2-7 дней, по разному), а ЧИСТОЕ время, которого требует работа. Поэтому брать несколько заказов за раз не проблема и я, собственно, так и делаю.

    Количество времени, которого требует работа, определяется экспериментально. При необходимости я могу расписать по деталям, что и сколько занимает в проекте, если у заказчика возникнут вопросы по обоснованию.

  26. Роман Настенко | 29.08.2008 в 8:31

    T-Rex, если заказчик постоянный, адекватный в общении, финансово проверенный — почему бы ему и не сделать скидку?

  27. Станіслав | 30.08.2008 в 8:11

    В принципі система розрахунку “вартість за годину х” виглядає правильною для контрактника/фрілансера. Всю красу формули перекреслює “коефіцієнт зацікавленості” бо він відразу скадає тебе від професіонала до любителя, якому “цікаво”. Назви його “коефіцієнт складності”, що буде більш професійно.

  28. Роман Настенко | 30.08.2008 в 8:48

    Станіслав, який з пунктів, що я навів як приклади, мене відкидає?

    Наприклад “скучно” візьмемо. Ти хочеш, щоб я виставляв свою нормальну ціну, якщо я бачу що проект потребуватиме дуже багато простої, але рутинної роботи? Навіщо це мені? Краще я його не візьму, а за трохи менші гроші зроблю цікавий собі проект.

    Проте якщо замовник захоче заплатити на 100% більше, я можу і подумати — зайві гроші дадуть мені можливість ретельніше вибирати наступний проект.

    Чи візьмемо проект, де потрібно 15 годин підряд працювати, щоб встигнути. Навіть якщо “складність” невелика, та й не дуже важко мені попрацювати 15 годин, але я все рівно підніму ціну, бо в мене якісь інші плани можуть бути.

    В чому тут відсутність професіоналізму? Я ж фрілансер, замовляють в мене фізичні, а не юридичні особи фактично.

  29. Рафик | 02.09.2008 в 18:25

    Если заказчик адекватный и большие объемы работ заказывает то ему во многих случаях можно пойти навстречу.

  30. Akceptor | 03.09.2008 в 11:18

    Фріланс на те й фріланс щоб робота приносила задоволення. Хочеш робити все, що скажуть, без всяких коефіцієнтів? Вперед, йди працювати “на дядю” в якусь “контору”. Особисто я повністю згоден з автором статті: за цікаву роботу варто взяти менше, а від занудної краще відмовитися, або ж настільки збільшити ціну щоб вона відповідала складності роботи. І це якраз - ознака професіоналізму, бо профі завжди має вибір

  31. Leeroy | 04.09.2008 в 21:49

    Я требую перевода :-)

  32. chayka | 09.09.2008 в 2:09

    Говорит, что в этом и прелесть фриланса, хочешь берешься, хочешь нет. Если кому то хочется делать все что скажут за одну и ту же цену - пусть идет работать на дядю. Он согласен с автором статьи, за интересную работу стоит взять меньше, ведь работа должна приносить удовольствие, а за нудные заказы лучше не брать, или повысить цену настолько, что б оно соответсвовала сложности работы. И это признак професионализма, потому что у профи всегда есть выбор. :)

    Незачто:)

  33. Света | 16.09.2008 в 16:19

    Все справедливо.

  34. Блог-шоу - выпуск 11 - Продвижение сайтов, веб-дизайн и креатив | 18.09.2008 в 14:23

    [...] Роман Настенко опубликовал полезную статью для фрилансеров о том, как расчитать стоимость своих услуг. [...]

  35. Найкрис Кроули | 19.09.2008 в 15:20

    Насмешили высказывания, что эта формула “не профессионала” и так расчитывать неправильно, нужно названия коэфициентов менять и т.д :)

    Я всегда считал, что о профессионализме судят по работам, а оказывается вон оно как, не так высказался и все, ты уже сразу плохой дизайнер…

    Как считать и какие приоритеты делать - личное дело каждого. И если работы хватает, то можно и в открытую говорить :”извините, этот проект мне не интересен”. Боитесь показаться бякой, предложите клиенту другого фрилансера, который с радостью возьмется за заказ

    Полностью согласен с автором, что граммотная открытость еще никогда не повредила, а люди зато начинают реально понимать, за что они платят деньги

  36. коллекционер отзывов | 20.09.2008 в 22:19

    Насчет открытости я бы поспорил. У меня тоже присутствуют “коэффициенты заинтересованности” (правда, только в плюс, ценник никогда не снижаю), но из опыта пришел выводу, что если человек сразу начинает говорить, что “дороговато”, то лучше его не напрягать своими коэффициентами и расчетами стоимости, а приводить один аргумент - “здесь есть качество и профессионализм”. вот и все - кому нужно качество, тот заплатит, кому нужно
    подешевле - уйдет к дешевым конкурентам.

  37. Света | 21.09.2008 в 13:50

    Спасибо. А то проверять на сервисах дорого стоимость.

  38. Дизайнер баннеров | 22.09.2008 в 19:08

    Но в итоге так и получается что цена просто берется из головы ))

  39. smart | 16.10.2008 в 16:49

    >> Дизайнер баннеров
    Из пальца вы имели ввиду.
    >> коллекционер отзывов
    +1. Добавить нечего, все так и есть.

    А вообще схема весьма расплывчата и туманна. Единствення конкретика - цена 20WMZ. Объъясните лучше общественности, как вы оцениваете количество часов, которые вам нужно потратить на проект? Кстати, за несколько месяцев скорость выполнения однотипных заказов выросла вдвое? Если нет - то то не ваш успех, это успех вашей самооценки и на самом деле ничем не обоснован.

  40. Роман Настенко | 16.10.2008 в 17:23

    smart, читайте внимательно:

    Ориентировочное число часов работы в этой формуле определяется с помощью разбития проекта на элементарные подзадачи, определить рамки продолжительности которых довольно просто. Клиент заранее предупреждается о приблизительных временных рамках проекта (не общих, а количестве «чистой работы») и если проект сильно (более 30-40%) за них вылазит, по причине действий клиента — тому предлагается доплатить.

    Сложно сильно ошибиться в приблизительной оценке продолжительности подзадачи. Но если такая ошибка случается — клиент за нее не платит.

    Например, подзадача — закачать определенную последовательность файлов на сервер. Во время закачки у меня происходит глюк в FTP-менеджере, вызванный какой-то настройкой сервера заказчика. Искать другой менеджер или настраивать этот — задача незапланированная. Она возникла из-за МОЕГО незнания данной настройки. Поэтому, заказчик ее не оплачивает, даже если она займет у меня 5 часов дополнительно.

    А скорость работы у меня не повысилась, повысился мой опыт, количество отзывов, методика работы стала лучше.

  41. Роман Настенко | 16.10.2008 в 17:26

    smart, контрпример. Если у заказчика оказывается такой сервер, что закачать туда файлы можно только поштучно, вручную. И закачка таким образом займет несколько часов. Это уже не мое незнание будет виной, а особенность, о которой нужно предупреждать.

    Я тогда скажу: доплатите. Если заказчик доплатит — отлично. Не доплатит — долго мы с ним не проработаем.

    (пример чисто теоретический)

  42. smart | 16.10.2008 в 19:07

    >>> А скорость работы у меня не повысилась, повысился мой опыт, количество отзывов, методика работы стала лучше.
    Но даже при этом вы измеряете оплату себе именно в часах, а не в попугаях своей происводительности или попугаях производной от отзывов. Хотя, мне кажется, время работы тоже зависит от опыта.

  43. Роман Настенко | 16.10.2008 в 19:09

    Хотя, мне кажется, время работы тоже зависит от опыта.

    Зависит иногда. С опытом время на конкретную задачу уменьшается, а цена за это время — увеличивается :)

  44. smart | 16.10.2008 в 19:18

    >>> Зависит иногда. С опытом время на конкретную задачу уменьшается, а цена за это время — увеличивается :)

    Вот! Вот это правильный подход к задаче. Именно то, что вы сказали сейчас, указывает на то, что у любой задачи есть цена вне зависимости от времени, которое вы на ее решение затрачиваете.

    Вот теперь постройте графики линейного снижения времени и повышения своей ЗП в час.

    Получается, при копипасте своего написанного модуля регистрации заказчику на “заказной с нуля” сайт вы с него снимите, к примеру, 200 бачей. За 5 минут работы. В абсолютном итоге выходит 2400 бачей в час? ИМХО абсурд.

    Это я все веду к тому, что оценка проектов - дело очень тонкое и порой простыми методами типа “посчитали время - перемножили на коэффициенты” тут не обходится и не может обходиться. Вы думаете, зря по оценке проектов семинары проводят?

    Зы. Добавьте себе мод предпросмотра перед постингом или редактирование записи по куке. Напрягает.

  45. ossadchy | 16.10.2008 в 19:32

    Дельная статья, сам примерно таким расчетом пользуюсь.

  46. ossadchy | 16.10.2008 в 19:37

    2smart: семинары по оценке проектов проводят чтоб ПРАВИЛЬНО ПОСЧИТАТЬ ТЕ ЖЕ ЧАСЫ.

  47. Роман Настенко | 16.10.2008 в 19:37

    smart, OK добавлю модуль.

    Получается, при копипасте своего написанного модуля регистрации заказчику на “заказной с нуля” сайт вы с него снимите, к примеру, 200 бачей. За 5 минут работы.

    В таком случае это будет не работа, а продажа готового продукта, и так и будет преподноситься.

    указывает на то, что у любой задачи есть цена вне зависимости от времени, которое вы на ее решение затрачиваете.

    Ничего подобного. У заказчика просто есть выбор — заказать, допустим, программирование утилиты у новичка, который просит 100 баксов и потратит на это 20 часов или у профессионала, который берет 200 баксов и потратит 4 часа. Так, пример. А в случае равных цен кто же выберет новичка?

  48. smart | 16.10.2008 в 20:07

    >>> семинары по оценке проектов проводят чтоб ПРАВИЛЬНО ПОСЧИТАТЬ ТЕ ЖЕ ЧАСЫ.

    + внести во время риски, выделить время на написание документации и так далее и тому подобное.

    Вот знаете, разговаривал я с аттестованными специалистами по оценке труда. Так вот они мне и говорили, что оценить скорость работы можно только на ОЧЕНЬ мелких задачах. и заача “подумать над проектом” или “подумать над реализацией вот этой сложности” ну никак под мелочи не подпадает. В свое время мне довелось поработать на швейной фабрике - так вот методика оценки там была среднестатистическая именно по проделанной работе. Насколько я помню, на разных операциях - от 8 до 15 копеек за шов.

    Но в текущем варианте это неприменимо, ибо считать прийдется “5 баксов за метод”, а это совершенно не выход.

    В итоге те же люди подтверждают, что даже с получением сертификата оценщика оценка производится “из пальца” + 30% итогового времени на риски.

    Дальше - еще больший пример. Соковыжималка выжимает 50 литров сока в час. И цену сока в конце здесь определяет качество этого сока, а не количество часов работы соковыжималки.

    Вы же определяете повышение вашей цены от опыта. Я бы не сказал, что профессионализм есть линейная функция от опыта. Поэтому опираться на него, как на основной ценообразователь с кучей кофициентов - глупо.

    Да и вообще, глупо спорить, ибо ценообразование уже сейчас есть маленькая наука, и ни вы, ни я ее в идеале не знает.

  49. ossadchy | 16.10.2008 в 20:27

    2smart: ну как правило сначала производится ПРОЕКТИРОВАНИЕ, что есть вообще слабо поддающейся расчетам задачей. А вот кодинг как раз оценивается достаточно быстро.
    Хотя вы правы — спорить долго и безсмысленно — т.к. “серебряной пули нет”.

  50. smart | 16.10.2008 в 20:31

    >>> Хотя вы правы — спорить долго и безсмысленно — т.к. “серебряной пули нет”.

    В моем бывшем месте работы до сих пор ходит байка о деве, который в почасовой разрисовке проекта забыл поменять “погулять да подумать” на “проектирование” ^_^

  51. Zodios | 17.10.2008 в 11:24

    Мне кажется адекватный расчёт цены работы фрилансера основан не только на экономических но и на психологических переменных. По сути рынок фриланса это как большой базар. В роле продавца исполнитель в роли покупателя заказчик…


Комментировать

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>